Как я всё-таки приобрёл медоносных пчёл

Вернувшись из Башкирии, я занялся повседневными делами. Но идею отыскать среднерусскую пчелу не оставил. После разговоров со знакомыми и поиска информации в интернете, появилось два интересных варианта: "крупная" среднерусская пчела у старообрядцев Красноярского края, и пчёлы некоего разведенческого хозяйства в Пермском крае.
.
Но ехать в Сибирь получается очень далеко, не хватает ресурсов, да и информации маловато, исход предприятия неясен. А вот с Пермским краем оказалось полегче. Путешествуя по интернету, я нашёл статью о пчеловодческом хозяйстве Безматерных А.С. Эту фамилию я уже слышал раньше и внимательно прочёл статью. Статья сообщала о том, как пчеловодческое хозяйство под руководством Безматерных стало известным на всю страну. Когда-то очень давно, когда клещ варроа (ныне главная угроза медоносным пчёлам на любой пасеке) добрался до Урала, в Пермском крае пасеки поредели более чем на половину, а иные и вовсе вымерли. Беда затронула всех или почти всех. А вот пчёлы на пасеке Безматерных уцелели, поэтому главной целью хозяйства стало разведение, чтобы снабжать пчёлами всех жаждущих восстановить свои пасеки.
.
Прочитав статью, я понял, что это то, что нужно. Однако предшествующие неудачи сделали меня настолько осторожным, что прежде чем остановиться на этом варианте, я решил отправиться в разведку...
.

Путешествовать на автомобиле - одно удовольствие. Ты сидишь на мягком сиденье, а виды вокруг меняются. А чем сильнее жмёшь на газ, тем быстрее меняются виды. А чем быстрее меняются виды, тем интереснее. А чем интереснее, тем крепче забываешь о всяких посторонних мелочах: что нужно поесть, попить, посс.. Ну ещё километров сто, ну ещё... А чем меньше отвлекаешься на постороннее, тем быстрее меняются виды. А чем быстрее меняются виды... И так далее. Но есть у автомобиля существенный недостаток: не везде он проедет. И не бросишь ведь просто так. Короче обуза. Особенно, если двигатель заболел ещё в Башкирии и до сих пор не прошёл реабилитацию по причине нехватки финансов. Поэтому, пешочком, пешочком. На легке!
.
Как всегда, когда стало ясно, что "вчера было рано, а завтра будет поздно", машрут оказался не детализирован. Да ладно... ко всему подготовиться невозможно. Я скидал какие-то карты адреса явки в рюкзак, туда-же термос с пирожками, сунул шоколадку в карман и потопал на автобус.
.
Добраться до места назначения оказалось не так-то просто. Ну ведь транспортная система придумана не для того, чтобы такие как я за пчёлами медоносными ездили, правильно? Она скорее для того, чтобы заграницу ездить на пляжи и виллы. И тем не менее, добрался без приключений.
.
.
И поездом и электричкой и автобусом междугородним пришлось воспользоваться. Даже такси. Причём, пришлось нарушить правило не брать такси на вокзалах и поблизости (ибо обманывают). А в этом захолустье вроде и негде больше. Но водитель оказался хорошим человеком и доставил почти что заблудившегося путешественника до самой деревни. Деревенские жители указали дальнейший путь.
.
.
Дом казался пустым. Я несколько притомился, поэтому арендовал берёзовое полено у какого-то соседа, чтобы не сидеть на земле, установил его на тропе и стал ждать у моря погоды.
.
Ждать пришлось не долго. Пчеловод оказался хорошим человеком. Накормил уставшего путника, показал пчеловодные книги, и самое главное - показал пчёл. Для этого я забрался в кузов грузового УАЗа и мы отправились на пасеку.
.
.
Преодолели несколько невообразимой крутизны спусков и подъёмов, и мы на месте.
.
.
На пасеке насчитывается около четырёхсот пчелосемей. Довольно много для одного места с такими скудными медоносными угодьями. Но поскольку пасека ориентирована не на получение мёда, а на разведение, то и такое становится возможным.
.
.
Температура окружающего воздуха около восьми градусов по шкале Цельсия.
.
.
Работать с пчёлами рекомендуется с четырнадцати градусов. Но я проделал немалый путь, и не мог уехать не взглянув на пчёл. Мы открыли один улей, и я увидел почти всё, что хотел увидеть.
.
.
Я увидел и белую печатку мёда, и тёмный окрас пчелы.
.
.
Я не увидел лишь третьего очевидного признака среднерусской пчелы - суетливого поведения. Но забегая вперёд, скажу, что я его увидел в следующий раз. А в этот раз вялое поведение пчёл было объяснимо. Низкая температура воздуха. Да и разные семьи, разные линии, различаются по характеру. Где-то эти признаки проявляются сильнее, где-то слабее. В целом, увиденным я был доволен. Сомнения отброшены, решение принято. Я в хорошем настроении отправился в обратный путь.
.
Дорога домой длинная, почти тысячу километров, если считать по автомобильной трассе. В пути я размышлял над тем, что сказал мне Александр Сергеевич. И сказанное вспоминал, и собственные мысли приходили в движение и производили ранее неведомые ответы.
.
Пермский край это северная граница распространения пчёл. Севернее пчёлы есть, но уже эпизодически, редкость. Потому что холодно и природа скудна на медосбор. Это означает, что южные породы пчёл здесь просто не переносят зимовку. Если конечно не колдовать над ними и так и эдак. Значит и помеси искореняются, когда предоставлены сами себе. Но периодически они встречаются. Есть они и у Безматерных. Так сказать, в микродозах.
.
Я удивлялся, как же так? Может быть пчёлы на пасеке уже все близкородственные? И поэтому матки ищут себе пару далеко от дома, среди "иностранцев"? И получал уверенный ответ, что об этом даже думать не надо. Пчёлы на пасеке собраны со всего края. И с тех времён и по сию пору на пасеке существует множество дальнородственных линий. Тогда в чём же дело? - не унимался я. А дело в том, что природа гораздо сложнее наших представлений о ней. И всё-таки кое-что можно увидеть даже невооружённым взглядом.
.
Вот, например, есть такое выражение "белая ворона". А есть ведь не только белая, есть ещё и "не такие как все". И вот этих "нетаких" в любом сообществе, на любом уровне организации живой природы какой-то процент существует. Зачем? Это уже другой вопрос. Нам же нужно знать, что при всех благоприятных условиях для удержания породной чистоты, всё равно найдётся некий малый процент особей, которые будут стремиться влить в сообщество инопородную кровь. Так природа экспериментирует. Так она знакомит друг с другом два сообщества, передавая каждому из них какие-то невиданные ранее признаки. Авось что-то из этого выйдет, авось пригодится! И то верно...
.
Когда подошёл срок, я сел в машину и отправился за пчёлами. Уже знакомых пчеловодов застал за работой.
.
.
Замечательно! Я тоже не развлекаться приехал. Но вот незадача. Мои ульи, которые я использовал для транспортировки, какие-то неправильные. Дно! Я так боялся встрясти пчёл в дороге, что сделал специальные донья и проложил по периметру паралоном, чтобы рамки нижними брусками упирались в специальные планки. Ты же пчёл подавишь! Немедленно убирай, не задерживай, работы много! Пришлось в спешном порядке избавляться от этих новоделов.
.
.
Все накопившиеся вопросы задать Александру Сергеевичу я не успел. Каждый раз удивляюсь, как так получается, что не удаётся поговорить о том, о чём планировал.
.
.
Ну да ладно, потом как-нибудь, сейчас главное пчёл приготовить.
.
.
Все торопятся и все нервничают. Пчеловоды нервничают, потому что устали к концу дня. И я, вместо того чтобы помогать, прыгаю вокруг, размахивая фотоаппаратом. А я нервничаю, потому что боюсь на ночь глядя застрять в этой непролазной пермской глине. Уже давно наступил вечер, когда пчёлы были погружены в машину.
.
На обратном пути на размышления времени не было. Только смотреть, иногда по сторонам. Чтобы увидеть например китайцев, которые усердно трудятся, чтобы поставить на обеденный стол челябинцев свежие овощи.
.
.
Через пару недель у меня вновь появились деньги. И я решил привезти ещё пчёл. Для пчелосемей и пчелопакетов уже поздно. А как насчёт роёв? Учитывая ситуацию, не лучшее решение. Но это лучше, чем через год. Надо попробывать.
.
Я вновь отправился в путь и вновь застал пчеловодов за работой, на этот раз за ловлей роёв.
.
.
Нынче налетел ветер - посетовал Александр Сергеевич - и перепутал пчёл. Что там в рое, то-ли плодная матка, то-ли нет, неизвестно. Ничего страшного, давайте что есть. Мы упаковали несколько разнокалиберных роёв, и я заторопился в дорогу.
.
.
Погода начинала портиться.
.
.
Обернуться на прощание, и вперёд.
.